Назад к списку

 Всё они – первобытные

 История развития кожевенного ремесла


 Несомненно, человекообразные древнейшие обезьяны, а также все виды первобытных людей   использовали натуральные шкуры и кожу животных, так называемую «сыромять», для изготовления   любых предметов, от одежды и обуви, до оружия и изделий быта. 
 Обработка и выделка шкур и кожи такое же древнее занятие человека, как охота и изготовление   орудий труда. Об этом свидетельствуют множество видов разнообразных орудий Каменного века,   которые были предназначены для обработки и выделки шкур и кожи – это скребки, ножи, проколки,   правилки, гладилки и т.д. 

 Первобытные люди с успехом использовали шкуры животных, чтобы защитить себя от превратностей   погоды, но жила такая шкура не долго, так как на нее губительно действовали вода и перепады   температур. Собственно, поэтому лишь немногие предметы из кожи, изготовленные древними   умельцами, дошли до наших дней. 
 С самого начала использования шкур и кож первобытные люди изведали их свойства, достоинства, а   также пороки, препятствующие их использованию в быту и хозяйстве. Снятые с животных шкуры и   кожи быстро портились и скукоживались, твердели. 
 Скажем большое спасибо первобытным людям за открытие и изобретение способов увлажнения,   очистки и смягчения кожи: - использовался огонь и жар костра для сушки, а также дым костра, зола и   пепел для выделки шкур и кож (для борьбы с их вредителями и пороками);- использовался жир или   мозг животных, которыми смягчали и пропитывали высушенную на ветру и солнце шкуру (кожу). 
 Жировое или «мозговое» дубление или пропитка шкур и кож «туком» (мягким жиром, растопленным   жиром) использовалось изначально и применяется до настоящего времени … Пропитка сыромятных   шкур и кож «туком» придавала коже естественную мягкость, пластичность и гибкость. Для   первобытных людей это еще и ритуал:
 - насыщение и наполнение шкуры и кожи жизненной силой,   здоровьем, добротностью, значимостью,   ценностью. (Так изначально, в самые древние времена,   возник естественный и инстинктивный   общечеловеческий обычай увлажнять, пропитывать и  насыщать кожу лица и тела человека жиром,   маслами, различными смесями и растворами минеральных и органических веществ, бальзамами,   мазями и кремами…);
 - выглаживали шкуры и кожи зубчатыми орудиями, нижними челюстями животных. Сминали руками и   ногами, жевали зубами. Растягивали, скручивали и сворачивали, протягивали поверх веток и колод.
 После выделки шкуру (кожу) коптили в дыму костра и изготавливали из неё одежду. Пропитанная   туком  и прокопчённая в дыму шкура не затвердевала под воздействием дождя и снега, а своим   запахом отпугивала паразитов и гнус (комаров, москитов). 
 Одновременно с началом добычи и использования шкур и кож животных, первобытные люди   неизбежно и естественно начали удалять волосной покров со шкур. В волосах и в мехе шкур   развиваются животные-паразиты, насекомые и их личинки. Всё это причиняет людям немалые   страдания, возникают болезни и даже наступает безвременная смерть. 
 Волосяной покров со шкур удалялся также по причине пороков. Любые прижизненные повреждения   (болячки, закусы, проколы, ранения, царапины), полученные животными в боях, в переходах, во время   охоты или по болезни, образуют плешины в шкуре, язвы, пигментированные (цветные) пятна,   изменения свойств кожи. 
 Первобытные люди хорошо знали пороки шкур и успешно боролись с ними. Самым первым   средством  борьбы с пороками был «груминг» – вычёсываение, чистка, расправление волосяного   покрова шкур пальцами, ногтями и зубами, удаление насекомых и их личинок, а также промывание   шкур и кож в воде и в различных растворах, например, в человеческой моче, в растворах птичьего   помёта, гуано и т.д. 
 В результате всех подготовительных мер по обработке и выделке шкур и кож получается ровная   растянутая плоская шкура или кожа животного, обладающая свойствами, влияющими на выбор   будущих кожаных изделий. 
 Возможно, изначально шкуру животного охотники стали снимать для того, чтобы использовать её в   качестве маскировки, для подкрадывания к стаду животных, а также для приманивания их к месту   охотничьей засады. 
  Для последующего использования шкуры в первобытном хозяйстве требуется очень много ручного   труда, знаний, опыта и навыков обработки и выделки шкур. Такому умению нельзя научиться сразу и   быстро. Одной из первопричин снятия шкуры с животного была естественная и неизбежная   необходимость переноски наиболее ценных частей туши животного к месту охотничьей стоянки,   стойбища, схрона или общинного поселения. Несомненно, нести на спине части добычи в мешках из   шкур гораздо удобнее, чем на руках или в руках…  
 Кроме этого первобытные люди, естественно и неизбежно, хотели сохранить «свою шкуру» в   неприкосновенности, в тепле и комфорте, укрыв своё тело и голову снятой с животного мягкой,   свежей, «парной» шкурой. А так же, возвратившись с охоты, можно было с гордостью бросить к ногам   радующихся женщин и степенных старейшин огромную шкуру грозного животного, теперь безопасно   распластавшегося своими широкими плоскими ногами и лапами, мощной головой, плечами, спиной и   задом. 
 Шкура добытого на охоте тотемного животного использовалась для того, чтобы выразить через неё   уважение и признательность первобытных людей за жертвенную смерть животного, за сытость и   благополучие людей, за радость в их жизни… 
  В любом случае шкура и кожа животного была ценным результатом охоты и мерилом первобытного   благополучия или даже первобытного богатства, статусной значимости, общественного   доминирования, чванства, имущественного разделения. 
 Как вам первобытные? 
 А, вот так выглядит охота на мамонта первобытных людей глазами современных художников!


 Спасибо за просмотр!