Несомненно, человекообразные древнейшие обезьяны, а также все виды первобытных людей использовали натуральные шкуры и кожу животных, так называемую «сыромять», для изготовления любых предметов, от одежды и обуви, до оружия и изделий быта.
Обработка и выделка шкур и кожи такое же древнее занятие человека, как охота и изготовление орудий труда. Об этом свидетельствуют множество видов разнообразных орудий Каменного века, которые были предназначены для обработки и выделки шкур и кожи – это скребки, ножи, проколки, правилки, гладилки и т.д.
Первобытные люди с успехом использовали шкуры животных, чтобы защитить себя от превратностей погоды, но жила такая шкура не долго, так как на нее губительно действовали вода и перепады температур. Собственно, поэтому лишь немногие предметы из кожи, изготовленные древними умельцами, дошли до наших дней.
С самого начала использования шкур и кож первобытные люди изведали их свойства, достоинства, а также пороки, препятствующие их использованию в быту и хозяйстве. Снятые с животных шкуры и кожи быстро портились и скукоживались, твердели.
Скажем большое спасибо первобытным людям за открытие и изобретение способов увлажнения, очистки и смягчения кожи: - использовался огонь и жар костра для сушки, а также дым костра, зола и пепел для выделки шкур и кож (для борьбы с их вредителями и пороками);- использовался жир или мозг животных, которыми смягчали и пропитывали высушенную на ветру и солнце шкуру (кожу).
Жировое или «мозговое» дубление или пропитка шкур и кож «туком» (мягким жиром, растопленным жиром) использовалось изначально и применяется до настоящего времени … Пропитка сыромятных шкур и кож «туком» придавала коже естественную мягкость, пластичность и гибкость. Для первобытных людей это еще и ритуал:
- насыщение и наполнение шкуры и кожи жизненной силой, здоровьем, добротностью, значимостью, ценностью. (Так изначально, в самые древние времена, возник естественный и инстинктивный общечеловеческий обычай увлажнять, пропитывать и насыщать кожу лица и тела человека жиром, маслами, различными смесями и растворами минеральных и органических веществ, бальзамами, мазями и кремами…);
- выглаживали шкуры и кожи зубчатыми орудиями, нижними челюстями животных. Сминали руками и ногами, жевали зубами. Растягивали, скручивали и сворачивали, протягивали поверх веток и колод.
После выделки шкуру (кожу) коптили в дыму костра и изготавливали из неё одежду. Пропитанная туком и прокопчённая в дыму шкура не затвердевала под воздействием дождя и снега, а своим запахом отпугивала паразитов и гнус (комаров, москитов).
Одновременно с началом добычи и использования шкур и кож животных, первобытные люди неизбежно и естественно начали удалять волосной покров со шкур. В волосах и в мехе шкур развиваются животные-паразиты, насекомые и их личинки. Всё это причиняет людям немалые страдания, возникают болезни и даже наступает безвременная смерть.
Волосяной покров со шкур удалялся также по причине пороков. Любые прижизненные повреждения (болячки, закусы, проколы, ранения, царапины), полученные животными в боях, в переходах, во время охоты или по болезни, образуют плешины в шкуре, язвы, пигментированные (цветные) пятна, изменения свойств кожи.
Первобытные люди хорошо знали пороки шкур и успешно боролись с ними. Самым первым средством борьбы с пороками был «груминг» – вычёсываение, чистка, расправление волосяного покрова шкур пальцами, ногтями и зубами, удаление насекомых и их личинок, а также промывание шкур и кож в воде и в различных растворах, например, в человеческой моче, в растворах птичьего помёта, гуано и т.д.
В результате всех подготовительных мер по обработке и выделке шкур и кож получается ровная растянутая плоская шкура или кожа животного, обладающая свойствами, влияющими на выбор будущих кожаных изделий.
Возможно, изначально шкуру животного охотники стали снимать для того, чтобы использовать её в качестве маскировки, для подкрадывания к стаду животных, а также для приманивания их к месту охотничьей засады.
Для последующего использования шкуры в первобытном хозяйстве требуется очень много ручного труда, знаний, опыта и навыков обработки и выделки шкур. Такому умению нельзя научиться сразу и быстро. Одной из первопричин снятия шкуры с животного была естественная и неизбежная необходимость переноски наиболее ценных частей туши животного к месту охотничьей стоянки, стойбища, схрона или общинного поселения. Несомненно, нести на спине части добычи в мешках из шкур гораздо удобнее, чем на руках или в руках…
Кроме этого первобытные люди, естественно и неизбежно, хотели сохранить «свою шкуру» в неприкосновенности, в тепле и комфорте, укрыв своё тело и голову снятой с животного мягкой, свежей, «парной» шкурой. А так же, возвратившись с охоты, можно было с гордостью бросить к ногам радующихся женщин и степенных старейшин огромную шкуру грозного животного, теперь безопасно распластавшегося своими широкими плоскими ногами и лапами, мощной головой, плечами, спиной и задом.
Шкура добытого на охоте тотемного животного использовалась для того, чтобы выразить через неё уважение и признательность первобытных людей за жертвенную смерть животного, за сытость и благополучие людей, за радость в их жизни…
В любом случае шкура и кожа животного была ценным результатом охоты и мерилом первобытного благополучия или даже первобытного богатства, статусной значимости, общественного доминирования, чванства, имущественного разделения.
Как вам первобытные?
А, вот так выглядит охота на мамонта первобытных людей глазами современных художников!